Поиск Регистрация

Бренд-менеджер

Анна Большакова, специалист в области создания и развития брендов 

  • Автор концепций и стратегий в туризме и гостеприимстве
  • Со-автор региональной программы по семейному туризму для Республики Карелии
  • Основатель студии маркетинга и развития бизнесов U’m studio
  • ex-бренд-менеджер ВкусВилл
  • Бизнес-коуч ICF, преподаватель ВШЭ, РАНХиГС

Когда я еще училась на инязе в Курске, совмещала репетиторство и работу в маркетинговом агентстве. После окончания института переехала в Москву, где начала работу в пиар-отделе в компании по гостиничному бизнесу. За 14 лет работы прошла путь от ассистента пиар-отдела до Директора по маркетингу сетевой компании. Последние годы работала бренд-менеджером сети магазинов ВкусВилл, которые, кстати, работают теперь и в Курске. Сейчас я занимаюсь развитием собственного агентства.

Почему вы решили выбрать именно эту профессию?

Я всегда интересовалась психологией и даже хотела изначально поступать на психфак, но в итоге выбрала английский язык. Меня всегда привлекал процесс выбора и психология потребителя, особенно в контексте восприятия рекламы и её эмоционального воздействия. Давно интересовалась этой темой, даже дипломная работа касалась восприятия в англоязычной рекламе.

Какие факторы повлияли на ваш выбор?

Мне всегда интересовали идеи и смыслы, почему люди предпочитают одни товары и совсем избегают другие. Еще в институте любила читать истории создания мировых брендов. В 2013 году я прошла курс у Елены Эрман, бренд-менеджера Nestle, которая познакомила меня с работой бренд-менеджера. Я поняла, что хочу создавать сильные бренды, выстраивать сильные ассоциации и влюблять покупателя в бренды.

Какие личные качества помогли определиться с профессией?

Определиться с профессией – это не так просто, как кажется. Я встречаю много людей, даже в 45 лет, которые не знают, кем хотят быть. В современном мире выбирать профессию нужно иначе: теперь нормой считается смена 3-4 профессий за жизнь из-за быстрого развития технологий. Для бренд-менеджера важны наблюдательность и любопытство. Нужно постоянно изучать новые кейсы, интересоваться успешными брендами и открываться новым точкам зрения и технологиям. Также критически важно сохранять интерес к работе, но не обязательно «гореть» ею. В бренд-менеджменте проекты могут быть длительными, иногда требующими месяцы подготовки. Поэтому необходимы концентрация, фокусировка и дисциплина, чтобы успешно справляться с задачами, сочетая креативность с собранностью.

Считаете, эта профессия важна для общества? Почему?

Эта профессия продолжит существовать, так как рынок потребления стремительно растет. Появляется всё больше брендов для узких групп потребителей. К примеру, корма для животных сейчас различаются по составу и специфике, породам животных, весу. Это все говорит о специализации потребительских вкусов, то есть для каждой группы аудитории свой продукт. Бренд-менеджер как раз выстраивает отношения продукта со своей аудиторией, делает продукт привлекательным и понятным своему потребителю

Какие глобальные цели и задачи ставили и ставите перед собой в этой профессии?

С брендингом можно работать на разных уровнях - брендинг продукта, места, региона или целой страны. Сейчас я участвую в подготовке международного культурного проекта Россия-Тайланд. Это пример того, как брендинг работает на уровне страны и культуры.

Как вы видите свое развитие в выбранной профессии?

Очень хотелось бы видеть больше сильных брендов и сильных концепций, которые наполнены смыслом и несут собой ценности для потребителя. Ведь только сильные бренды со смыслами проходят проверку временем.

Какая часть профессии приносит наибольшее удовлетворение?

Мне важно видеть полный цикл результата — от идеи до первого клиента. В работе бренд-менеджера самое приятное - это видеть эмоции и впечатления клиентов, которые купили твой продукт и стали его фанатом. В конечном итоге, живые искренние эмоции людей приносят мне наибольшее удовлетворение.

С какими трудностями вы сталкивались на пути к выбору и развитию своей профессии?

В любой работе с людьми очень важно развивать навыки коммуникации, учиться договариваться, сохранять баланс между своими интересами и интересами партнеров, заказчиков, работодателей. Есть стереотип, что “клиент всегда прав”, но если вы хотите построить хорошую репутацию, делать сильные продукты и при этом не выгорать на работе - важно сохранять баланс, развивать стрессоустойчивость и отстаивать личное мнение.

Про стрессовые ситуации.

Сейчас очень много говорят про “выгорание” и эта тема очень много поднимается даже среди молодого поколения, особенно часто эта тема поднимается в креативных сферах и там, где люди работают с эмоциями. Всегда важно отслеживать, чем вызвано “выгорание” - внешними или внутренними причинами, можем ли мы что-то изменить или мы не можем повлиять на причины стресса. Как только вы определите, что конкретно вызывает у вас стресс, это будет легче устранить или хотя бы снизить.

Какие советы можете дать будущим специалистам?

Быть открытым, любопытным всегда. Никогда не останавливаться в исследованиях нового - новых примеров, брендов, опыта других. Всегда быть открытым к новой информации, знаниям и мнению других.

Как вы следите за развитием технологий, инноваций в вашей отрасли?

Регулярно посещаю деловые мероприятия, читаю коллег и других экспертов, исследую опыт в других странах, наблюдаю за развитием в смежным областях, чтобы почерпнуть интересные идеи и практики.

Конкуренция на рынке труда.

В нынешнее время работодатели ценят не только профессиональные навыки (хардскиллы), но и личные качества (софтскиллы), такие как способность к коммуникации, решение проблем и нестандартное мышление. Важно уметь презентовать себя с разных сторон. Для успешной карьеры в корпоративной среде личные качества могут сыграть ключевую роль. Конкурируя на рынке труда, стоит выделить одну особенность, в которой ты превосходишь остальных. Личные качества уникальны, и их сочетание с профессиональными навыками делает тебя единственным и неповторимым кадром.

Какие возможности для карьерного роста предоставляет ваша профессия?

Можно рассматривать карьерный рост в брендинге как вертикально, так и горизонтально. Вертикально - начать с ассистента бренд-менеджера и вырасти до бренд-директора в компании. Горизонтальный рост - попробовать себя в брендинге в разных продуктах и нишах, в разных регионах. Вы также можете сфокусироваться на какой-то отдельной узкой области и работать только с ней - бренд-дизайнер или исследования для брендов.