Поиск Регистрация

Инженер по безопасности дорожного движения

Людмила Ковалева, инженер по безопасности дорожного движения

Почему выбрали именно эту профессию?

Я не выбирала свою профессию. Сейчас школьники должны определяться с карьерой в девятом классе, что, на мой взгляд, слишком рано. После 11 класса я поступила в Московский геологоразведочный институт, который не имеет отношения к моему нынешнему делу — инженерии по безопасности дорожного движения. К этой профессии меня привели обстоятельства: экономическая ситуация, рождение детей и интерес к работе. Хотя у меня были возможности изменить сферу, что-то всегда удерживало меня. Важными факторами стали рождение детей, получение водительских прав, а также удача с начальниками и коллегами.

Какие факторы повлияли на ваш выбор?

У меня было много трудностей: двое маленьких детей, диплом, с которым не брали на работу, и необходимость зарабатывать. Получив водительские права, я начала подрабатывать извозом. Кризис подтолкнул меня на постоянную работу водителем в компании Вайлдберриз, где я проработала почти 5.5 лет. Трагедия с коллегой, потерявшим ребенка в ДТП, заставила меня задуматься о важности преподавания ПДД, и я решила стать инструктором в автошколе. Затем, когда ситуация в компании ухудшилась, я попросила повышение, но получила отказ. Это стало стимулом для смены работы на вакансию инженера по безопасности дорожного движения, где мой опыт преподавания ПДД сыграл решающую роль. В итоге мой путь был определён экономическими трудностями, необходимостью зарабатывать и личными трагедиями, что подталкивало меня к развитию.

Какой момент или событие повлияло на ваш выбор профессии?

Первое, это конечно трагедия при ДТП с ребенком. Наверное, это было решающим. Захотелось повлиять на ситуацию. Я уже ответила выше свой пусть к профессии, но хочу добавить, что на протяжении всего пути, я много, где работала и подрабатывала. Время 90-х и 2000-х было неспокойное. Я никогда не отказывалась ни от одной работы или подработки, которая неожиданно приходила. И все, чем я занималась в той или иной степени пригодилось мне в дальнейшей работе.

Какие личные качества и интересы помогли вам определиться с профессией?

Не могу оценить свои личные качества, но расскажу о том, как появился интерес к безопасности дорожного движения. Вожу машину с 2000 года и за 24 года столкнулась с несколькими ДТП, включая судебные разбирательства с страховыми компаниями и Мосгортрансом. Интерес к авариям стал проявляться, когда я начала фотографировать ДТП и исследовать их обстоятельства. Когда я начала преподавать ПДД, углубила свои знания о механике столкновений и действиях водителей. Теперь мой интерес к этой теме продолжает расти.

Как вы считаете, эта профессия важна для общества? Почему?

Я считаю, что каждая профессия важна для общества. Когда я пришла в эту сферу, не осознавала её значимость. Моя работа связана с безопасностью дорожного движения: я обучаю правилам и руковожу отделом по безопасности, который повышает квалификацию водителей, чтобы снизить количество ДТП. Согласно статистике ГИБДД, ежедневно происходят аварии с жертвами, включая детей. Даже одна жертва — это много, если дело касается близких. Пропаганда безопасности и уважения между участниками дорожного движения являются важными для общества. Я остаюсь в автошколе, чтобы вместе изменить мир к лучшему.

Глобальные цели

В этом году я планирую завершить написание книги «50 страхов, как преодолеть сесть на руль и получать от него удовольствие», собрав 50 страхов своих учеников через интервью. Также хочу до конца года запустить сайт smotritevoba.ru, который будет ориентирован на качественное онлайн-обучение по ПДД и тестирование водителей для компаний. Цель - создать систему соревнований среди пользователей на лучшее знание ПДД.

Я стремлюсь занять призовые места в конкурсах преподавателей ПДД, где уже достигла успеха в Москве. Кроме того, моя цель — стать лучшей автоледи, хотя соревнования сейчас приостановлены. В долгосрочной перспективе хочу участвовать в разработке новых правил дорожного движения РФ, так как имеем много неотражённых предложений от преподавателей. Считаю, что для успешной работы над ПДД нужно привлекать специалистов разных областей: от преподавателей до юристов.

Как вы видите свое развитие в выбранной профессии?

Я прошла карьерный путь от водителя до начальника отдела по безопасности дорожного движения и теперь хочу развивать свои компетенции в сфере автострахования. Учитывая опыт работы со страховыми компаниями при оформлении ДТП, осенью начну обучение и аттестацию как страховой агент. Также интересуюсь медиацией для разрешения споров, особенно в случаях ДТП без страхового полиса, и углубляю знания в психологии конфликтов. Изучаю административное право, чтобы эффективнее работать с документами для суда. В своей роли руководителя учусь ставить задачи и делегировать их в мужском коллективе, уделяя внимание психологии. Предпочитаю комбинированное обучение — офлайн и онлайн. Кроме того, веду социальные сети и снимаю репортажи о ДТП, мечтаю о телевидении по теме ПДД и ДТП.

Какие качества и навыки вам пригодились в вашей профессии? А какие, напротив, мешали? Получилось ли их проработать/улучшить?

В 21 веке коммуникабельность — ключевой навык. Я активно развиваю его, изучая психологию и ораторское мастерство, чтобы донести сложную информацию простым языком. Умею быстро печатать (300 ударов в минуту), что помогает оперативно готовить отчеты. Создаю презентации в PowerPoint и оформляю стенды по безопасности дорожного движения, используя Paint и Adobe Photoshop. Также монтирую обучающие видеоролики для своих каналов в соцсетях. Как руководитель отдела, учусь делегировать задачи, основываясь на сильных сторонах сотрудников. Хотя излишняя скромность мешала мне, я преодолела «синдром самозванца», поняв, что способна на большее.

Какая часть вашей профессии приносит вам наибольшее удовлетворение?

Я радуюсь успехам своих учеников в автошколах, особенно когда вижу их гордые отзывы в соцсетях. Эмоции девушек, получающих права, вдохновляют меня. В течение трех лет я выступаю на международной конференции МЭФТ и люблю готовить лекции, когда вижу заинтересованность аудитории. Подумываю попробовать стендап, чтобы обсуждать сложные темы, как ПДД, с юмором.

Также люблю работать с молодежью, особенно с «бунтарями», которые высказывают свое мнение и идут против системы. Это помогает мне учиться новому. В работе инженера по безопасности дорожного движения мне нравится проводить расследования ДТП, как Шерлок Холмс: собираю доказательства, опрашиваю свидетелей и анализирую ситуации. Каждый случай уникален, что делает работу увлекательной.

С какими трудностями вы сталкивались на пути к выбору и развитию своей профессии?

Молодые люди часто сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны родителей, которые имеют свои представления о будущей профессии ребенка. Важно понимать, что в возрасте 14-15 лет рано определяться с карьерой. Многие сейчас имеют больше возможностей: университетские субботы и онлайн-образование помогают лучше понять профессии и сократить риск неудачного выбора. В отличие от прошлого, когда было труднее поступать в несколько вузов, сегодня доступны образовательные кредиты и рассрочки. Лично я сталкивалась с сопротивлением близких по поводу "неженских" профессий, что создавало дополнительные трудности. Тем не менее, сопротивление меня не остановило, и я достигла успеха, несмотря на конкуренцию. Главное — это желание учиться и развиваться. Если что-то в работе не нравится, стоит научиться делегировать задачи.

Как вы справляетесь с возможными стрессовыми ситуациями?

Я услышала фразу: «Нет проблемы, есть задача». Бывали ситуации, когда сотрудники приходили ко мне с паникой. Я перестраивала проблему в задачу для решения, анализировала, что не хватает для её решения, и привлекала ресурсы или проводила мозговой штурм. В сложных случаях приходилось пробовать разные подходы, и в итоге всё решалось командной работой. Еще одна важная мысль для меня: «Если не можешь изменить ситуацию, зачем переживать». Я эмоциональна, но понимаю, что открытые конфликты не решают проблему. Важно выдержать паузу и рассмотреть ситуацию спокойно, выбирая наилучший путь решения для всех. Если контроль теряется, я сначала представляю лучший исход, а потом худший, что помогает легче справиться с трудностями.

Какие советы вы можете дать будущим специалистам?

Каждая организация с транспортом должна иметь инженера по безопасности дорожного движения, но сейчас существует острый дефицит таких специалистов. Работая в данной области, можно минимизировать убытки предприятия благодаря качественному отбору водителей и снижению аварийности. Молодые специалисты могут пройти аттестацию в Ространснадзоре, однако у них часто нет опыта. Транспортные компании обычно развивают кадры внутри себя. Студенты могут практиковаться в разных организациях, что увеличивает шансы на трудоустройство после учебы. Важно развивать необходимые навыки для конкретного предприятия и работать над своими слабыми сторонами для успешной аттестации и повышения в профессии.

Как вы следите за развитием технологий и инноваций в вашей отрасли?

Некоторые новшества, такие как оформление ДТП через приложения и работа с иностранцами, внедряются с трудом. Я разрабатываю онлайн-тестирование водителей и программы стажировки для оптимизации процесса приема. Это позволит сократить время и расходы кандидатов, а также повысить качество тестирования. В условиях карантина важно продолжать прием кандидатов при минимальном контакте и использовать дистанционные медосмотры, которые уже применяются в таксомоторных парках. Также отслеживаю развитие беспилотных автомобилей, которые изменят рынок труда и потребуют новых специалистов. Однако законодательство отстает от технологий, что затрудняет регулирование беспилотного транспорта.

Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке?

Конкуренция — это всегда хорошо. Она заставляет держать руку на пульсе и не останавливаться в своем развитии. Но сейчас на рынке острая нехватка специалистов, поэтому о конкуренции как таковой речи не идет. Просто есть организации, в которые не рассматривают на эту вакансию женщин, потому что либо суровые условия работы, либо еще какие-то причины. Я устраивалась на работу по первому отклику приглянувшейся мне компании на сайте hh.ru.

Какие возможности для карьерного роста предоставляет ваша профессия?

Карьерный рост может быть вертикальным или горизонтальным. Я прошла вертикальный путь в разных учреждениях, начиная от водителя и заканчивая начальником отдела по безопасности дорожного движения. Аналогично, можно расти внутри одной организации. Также, повышая квалификацию и накапливая опыт, можно открыть консалтинговую компанию. Горизонтальный рост предлагает больше возможностей, позволяя развивать смежные профессии, такие как юрист, логист или автоэксперт. Важно выбрать направление и организацию для реализации карьерных целей.