Более 20 лет я в маркетинге. Совмещала преподавательскую деятельность в ведущих ВУЗах с практической на предприятиях различных форм собственности. С ограниченным бюджетом основала 7 производственных предприятий, которые в настоящее время работают, не зависимо от внешних условий.
Образование:
"Государственное и муниципальное управление" (менеджер).
"Экономика и управление народным хозяйством" аспирантура.
"Управление маркетингом" Master of Business Administration (МВА).
Основные достижения:
Преподаватель, тьютор ВУЗов России (МЭСИ, МУБиНТ).
Лектор и экзаменатор более 10 000 студентов.
Руководитель PR в выборных кампаниях различного уровня.
Разработала более 150 маркетинговых стратегий для бизнеса.
Основала 7 производственных предприятий.
Автор более 15 научных трудов в области маркетинга.
Более 17000 часов консультаций (поиск решений в бизнесе).
Почему я выбрала именно эту профессию?
Так получилось, что училась я на государственном муниципальном управлении и не понимала, если честно, кто из нас вообще, в идеале, получится. Но мне повезло, у нас на третьем курсе начали читать маркетинг и читал профессор Соколов, очень мне понравилось. И понравилось так, что уже четвертый и пятый курс я уже работала в этой профессии.
Какие факторы повлияли на мой выбор?
Скорее всего то, что я была поражена. В то время это была новая профессия. Это был 2001 год. Специалистов таких практически не было в России. Это было очень интересно, учитывая то, что к стратегиям у меня была предрасположенность. Я имею разряд по шахматам, то есть всегда шла именно в такой струе, что мне надо как-то двигаться.
Какой момент или событие повлияло на мой выбор профессии?
С третьего курса я очень плотно изучала все труды Котлера. Я участвовала во многих конференциях, будучи еще студенткой дневного обучения, конечно. Но момент написания диплома — это был переломный момент. Потому что именно профессия нашла меня и уже точно было определено, кем я буду. Так как у меня было государственное и муниципальное управление, соответственно, диплом я могла писать именно в данном направлении. И это у меня был политический пиар. То есть, мой диплом был посвящен политическому пиару. В момент защиты диплома, в ВАКовской комиссии присутствовало руководство областного и местного самоуправления. И именно в тот момент решили, что мне не надо быть государственной служащей, а надо наоборот, делать людей государственными служащими. То есть, помогать им занимать выборные должности.
Какие личностные качества и интересы помогли вам определиться с профессией?
Я уверена, что люди любят работу любого предприятия или какого-то бренда, но они не видят тех людей, кто именно это дело делает, мы остаемся все-таки в стране как серые кардиналы. И долго так было, и, наверное, сейчас я бы до сих пор и не вышла никуда, ни в соцсети. Я очень долго боролась, чтобы туда не выходить, но так уже повелось, что сейчас уже надо все-таки быть публичным и заявлять о себе. На сегодняшний день я позиционирую себя как эксперта. Почему позиционирую? Кроме того, что я закончила аспирантуру по направлению «Экономика и управления народным хозяйством», специализация была связана именно с маркетингом на предприятиях. И, соответственно, мне пришлось получить степень MBA в управлении маркетингом. В своем родном университете я закончила Костромской государственный технологический университет. Мне очень нравилась преподавательская деятельность, но она мне нравилась именно наряду с практической деятельностью. Потому что мне это давало возможность уже в то время преподавать - не просто начитывать курс лекций, а именно преподносить материал в качестве кейсов. То есть то, чем я сейчас и занимаюсь.
Как вы считаете, эта профессия важна для общества? Почему?
Конечно, данная профессия важна для общества с любой точки зрения. Не важно даже стратегическое это направление или специалист занимается только аналитикой. Это я говорю именно о классическом маркетинге. То есть я не рассматриваю, скажем так, специалистами в данной сфере тех людей, которые занимаются СММ. Это только маленький узенький канал. Я говорю именно как это должно быть, согласно нашему университетскому образованию. И также важна профессия, если люди, действительно знающие, люди практики, они понимают, что они делают, обучают этому других людей. Я тоже не против этого. Но только в том случае, когда они действительно это знают. Пусть они даже будут теоретиками чистой воды, но они должны знать предмет от и до.
Какие глобальные цели и задачи вы ставили и ставите перед собой в этой профессии?
Глобальная цель, чтобы все понимали как в этой сфере работать, что и зачем делать, как правильно делать, и чтоб люди элементарно, ну скажем предприниматели, которым как правило это надо, понимали, что они должны видеть шире решение задачи, и, в первую очередь, понимали, что все всегда возможно.
Какая часть вашей профессии приносит вам наибольшее удовлетворение?
Наибольшее удовлетворение мне приносят именно нестандартные решения, выводы из кризиса того или иного бизнеса. В данном случае я все-таки поддерживаю тот момент, что специалисту в области маркетинга абсолютно не надо знать продукт или его способ изготовления, не вникать вот в это производство, то есть это действительно специалист который может быть извне, его не надо выращивать в компании или тем более, чтобы он во все бизнес-процессы вникал на данном предприятии. Поэтому я думаю, что это очень актуально на сегодняшний день. Именно нестандартные решения, которые не повторяются. Мне вот это нравится больше всего.
С какими трудностями я сталкивалась?
С трудностями я сталкивалась именно только в первое время, начало двухтысячных, когда не понимали, что это за специалисты. В начале двухтысячных было принято считать, что это люди, которые должны продавать продукт, то есть они его продают дословно на самом деле. Это люди, которые должны сделать так, чтобы к вам пришли, обратились люди за этим продуктом. Вот. И вот это непонимание переходит к тому, что наниматель на работу всегда в вас видит, в первую очередь, продавца. Кроме того, в стране пребывания, где я сейчас нахожусь, действительно есть учебное заведение, которое выпускают специалистов по маркетингу. Но они их выпускают как продавцов. То есть их не учат фишкам, они не знают никаких матриц, не знают, как анализировать продукт. Там, допустим, он же делится, в свою очередь, на несколько направлений. И они не понимают, что маркетинг может быть торговым, может быть производственным, политическим.
Как я справляюсь с возможными стрессовыми ситуациями?
Возможных стрессовых ситуаций я стараюсь избегать, то есть стараюсь просчитывать. Умею работать в условиях риска и неопределенности, то есть чтоб не попасть в такой сильнейший стресс от работы, что у вас что-то не получилось. Как правило, я предлагаю на сегодняшний день минимум три варианта решения одного вопроса. И к этим трем вариантам решения сразу же предлагаю еще варианты на тот случай, если конкуренты последуют за вами и будут использовать ваше решение.
Какие советы вы можете дать будущим специалистам в вашей области?
Советы абсолютно простые. Никогда не бояться того, чем вы занимаетесь. Это та профессия, где надо быть смелым, даже иногда дерзким. И, конечно, действовать все-таки в рамках закона.
Как вы следите за развитием технологии инновации вашей отрасли?
Постоянно слежу за инновациями, которые происходят в нашей сфере деятельности по одной простой причине: они настолько быстро развиваются, что это даже не как у медиков, это намного быстрее. Мне постоянно приходится находиться в рамках обучения. Например, два года назад, когда еще только заговорили о нейросетях, я уже закончила курс по нейросетям. Постоянно приходится учиться, постоянно следить за всеми обновлениями. Ну и конечно же нетворкинг — это вообще замечательная вещь, когда вы можете общаться с людьми с вашей сферы.
Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке труда?
Так получается, учитывая мое образование и стаж, в этом году будет 25 лет, как я в этой сфере, мне не приходится с ней справляться. Наоборот, у меня возникают иногда даже проблемы, вот сейчас, в настоящее время, в другой стране пребывания, как человеку с видом на жительство, мне необходимо было работать и первое, что все работодатели мне задавали вопрос: что я вообще тут делаю с таким образованием. И мне пришлось даже сказать, чтобы убрали у меня все ученые степени из резюме. И берите меня только как человека с дипломом в высшем образовании. Но это только то, что касается, работы в профессии, потому что в ней постоянно надо где-то работать и чем-то заниматься. Что касается того, как я выхожу как экспертом, я здесь не боюсь конкуренции, как таковой. Но меня иногда удивляет, насколько бывают, скажем так, глупыми люди, которые покупают за сумасшедшие деньги абсурдные курсы. И поэтому, свой контент я веду в том русле, что я отдаю людям просто бесплатно какие-то решения.
Какие возможности для карьерного роста предоставляет наша профессия?
Наша профессия предоставляет на сегодняшний день колоссальные возможности. На самом деле, менеджеры в сфере маркетинга, на сегодняшний день, уже даже в России, воспринимаются как люди, от которых зависит полное развитие предприятий. Наконец-то эту профессию стали действительно ценить по достоинству. Если открыть, не знаю, какой-то сайт по поиску работы, то вы увидите, что именно данная профессия достаточно хорошо оплачиваема. Даже если это не стоит позиция VIP или топ-менеджера. Тут даже ценится менеджер в сфере маркетинга. Или просто маркетолог линейного, среднего звена. Все равно, это оплачивается намного больше. И, конечно же, карьерный рост. Но это надо учиться, надо подтверждать квалификацию и надо быть смелее.