- эксперт по маркетингу
- предприниматель
- тренер по публичным выступлениям
- соавтор тренажеров для спикеров ЛОТОС
- Почему вы решили выбрать именно эту профессию?
Это получилось случайно. Я не знала на какую именно специальность поступать в ВУЗ и ориентировалась на экзамены, которые мне было проще сдать. На их основе я смотрела специальности в различных ВУЗах Санкт-Петербурга (я там жила на тот момент).
- Какие факторы повлияли на ваш выбор?
Я решила поступать на менеджмент организаций, потому что это было понятным. Менеджеры были везде, а значит я точно смогу найти работу после окончания обучения. И вот стою я с мамой в очереди на подписание договора с ВУЗом, как выходит женщина и говорит, что все специальности закончились и остался маркетинг и то, что мне не подходило по экзаменам. Я решила пойти на маркетинг, хотя не до конца понимала, что представляет из себя это направление. Тогда думала так, что проще поступить и потом перейти с одной специальности на другую, чем пропускать год обучения и потом заново поступать.
- Какой момент или событие повлияло на ваш выбор профессии?
На первом курсе нам рассказали, чем занимается маркетолог и тогда я поняла, что это точно моё, потому что маркетинг сочетает в себе аналитику и креативность. Я не считала себя человеком с сугубо аналитическим складом ума, и креативной тоже себя было назвать сложно. А тут не было необходимости быть сильной в одном каком-то направлении, а было достаточно их сочетать в своей работе. После университета я пошла работать маркетологом и продолжаю развиваться в этой сфере и по сей день.
- Какие личные качества и интересы помогли вам определиться с профессией?
Не сдаваться, даже если всё пошло не по плану. Да, я поступила случайно и угадала со специальностью для обучения в ВУЗе, но тогда я понимала, что если мне не понравится, то у меня всегда есть возможность что-то поменять: сменить специальность, ВУЗ, взять академ отпуск и тд. Любопытство помогло мне разобраться в работе маркетолога и найти в ней то, что мне близко и интересно.
- Как вы считаете, эта профессия важна для общества? Почему?
Да. Но, к сожалению, у общества не всегда правильное представление о маркетинге. Порой можно услышать, что основная задача маркетинга продать любой ценой, обмануть, ввести в заблуждение. Но у маркетинга совсем другие задачи. Первая из них – это понять, а что на самом деле нужно людям. Если это шампунь, то для чего он необходим потребителю, какой хочет результат получить человек и на основе этого создавать продукт. Именно на основании исследований потребностей людей создается такое многообразие продуктов, потому что у каждого сегмента (группы людей) есть свои требования и пожелания к товарам или услугам. Вторая задача маркетинга – понятно донести до покупателей ценность продукта. Это про рекламу, креатив и тестирование различных подходов к рекламным сообщениям. А третья задача – всё анализировать, смотреть статистику по всем инструментам маркетинга и выбирать наиболее эффективные для конкретного бизнеса.
- Какие глобальные цели и задачи вы ставили и ставите перед собой в этой профессии?
Я всегда видела себя на руководящей должности. Свой путь в карьере я начала с роли ассистента интернет-маркетолога с заработной платой 18 000 руб. в месяц, а после доросла до аккаунт-директора в маркетинговом digital-агентстве. Далее моя карьера развевалась в направлении руководящих должностей в сфере маркетинге, где уже не я одна решала задачи бизнеса, а делала это с помощью команды. Последние 4 года я являюсь директором веб-студии, где мои сотрудники создают и продвигают сайты в интернете. Казалось бы, что я по-прежнему работаю в маркетинге, но с другой стороны я постоянно развиваюсь, расту и работа не может быть скучной и однообразной при таком подходе. И я не только работаю в сфере маркетинга, помогая бизнесу, а ещё публично выступаю с этой темой. Мои выступления проходят для будущих и действующих предпринимателей, где я рассказываю, как устроен маркетинг, для чего и как его необходимо использовать в бизнесе, чтобы он развивался. Также я помогаю будущим маркетологам овладеть профессией и поэтому преподаю на 18 курсах по маркетингу на ведущих образовательных платформах страны таких, как Skillbox, Нетология, Skillfactory и др.
- Как вы видите своё развитие в выбранной профессии?
Сейчас в моей карьере происходит сдвиг больше в сторону обучения публичным выступлениям. Благодаря маркетингу я научилась выступать, активно преподаю маркетинг, победила в Всероссийском конкурсе Знание.Лектор, являюсь автором курса на Skillbox, стала экспертом Яндекса по обучению, стала наставником на проекте MOS.МШУ, где помогаю школьникам Москвы открыть свой первый бизнес. И сейчас являюсь также тренером по публичным выступлениям и соавтором тренажеров для спикеров. Я готовлю людей к публичным выступлениям, помогаю им развиваться и ярче заявлять о себе. Поэтому сейчас я своё основное развитие вижу в этой области, хотя маркетинг по-прежнему остается в моей жизни.
- Какие качества или навыки вам пригодились в вашей профессии?
Исполнительность, чтобы доводить дело до конца. Умение учиться и быть более гибкой, чтобы меняться. Например, чтобы с должности исполнителя перейти на должность руководителя нужно научиться дополнительным навыкам. К ним относится делегирование, а для этого необходимо уйти от убеждений «я смогу лучше это сделать чем другие» или «мне быстрее самой сделать, чем другому ставить задачу» и навык постановки задач. Ещё очень важно уметь самостоятельно обучаться и уметь искать решения.
- Какая часть вашей профессии приносит вам наибольшее удовлетворение?
Многогранность. Тут нет готовых ответов и решений, поэтому приходится много думать и пробовать на практике. А ещё окружение также любознательных людей в этой профессии.
- С какими трудностями вы сталкивались на пути к выбору и развитию своей профессии?
С тем, что я не понимала, чем хочу заниматься. Я не проходила тестов по профориентации и не понимала свои сильные и слабые стороны. Сейчас я знаю себя лучше и это помогает ответить себе на вопрос «сейчас я занимаюсь тем, что мне нравится?».
- Как вы справляетесь с возможными стрессовыми ситуациями?
Тут я работаю в двух направлениях: причинами стресса и моей реакцией на них. Если случилась ошибка, то я думаю, как сейчас исправить её последствия и как не допустить её повтора в будущем. И обращаю внимание то, почему я испытываю сейчас стресс. Делегирую то, чем мне не нравится заниматься. Стараюсь всегда выделять время на отдых, не беру работу на выходные.
- Какие советы вы можете дать будущим специалистам в вашей области?
Пробовать. Много работать в начале, чтобы наработать себе навыки. Быть гибкими и меняться. Учиться самостоятельно обучаться.
- Как вы следите за развитием технологий и инноваций в вашей отрасли?
Подписана на TG-каналы, рассылки vc.ru, посещаю конференции, общаюсь с коллегами по рынку. А ещё выступления также дают повод изучать всё новое, чтобы давать слушателям актуальную информацию.
- Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке труда?
Сейчас я работаю на себя, поэтому мне не приходится конкурировать на рынке труда. А раньше развивала свою компетентность и soft-skills, потому что компании берут не только набор навыков, но члена команды, который должен вписаться в неё.
- Какие возможности для карьерного роста предоставляет ваша профессия?
В маркетинге есть множество направлений. Можно стать интернет-маркетологом, продуктологом, специалистом по рекламе, веб-дизайнером, менеджером проектов, SMM-менеджером, аналитиком. Можно быть специалистом, тимлидом или руководителем отдела. В сфере маркетинга много различных профессий, которые подходят людям с разными сильными сторонами и предпочтениями в работе. Если что-то не пошло в одной специальности можно с легкостью перейти в другую.