Поиск Регистрация

Профайлер

Наталья Дыбина, бизнес-профайлер ICDS, основатель PR-агентства MassEffect Agency

- Почему вы решили выбрать именно эту профессию?

По 1 образованию я специалист по связям с общественностью (PR). Мне с самого детства было интересно выстраивать коммуникации между людьми, решать вопросы через обсуждения и в целом общаться. Проработав около 10 лет в коммуникациях, я поняла, что мало просто уметь выстраивать отношения - гораздо важнее понимать, почему люди принимают те или иные решения, что ими движет, на какие факторы они опираются. Так мой путь из PR привел меня в профайлинг. Эта сфера очень гармонично дополняет работу в коммуникациях, позволяя уже выстраивать внешние или внутренние корпоративные коммуникации, основываясь на понимании поведенческой психологии человека.

- Какие факторы повлияли на ваш выбор?

Мне всегда было важно общение, но не просто как процесс передачи слов от человека к человеку, а как процесс взаимодействия. И когда я узнала сначала про PR, а потом и про профайлинг - путь стал понятен.

- Какой момент или событие повлияло на ваш выбор профессии?

Не могу сказать, что выбор PR был связан непосредственно с каким-то событием. Однажды поняв, что это то, чем я действительно хочу заниматься - я сразу решила поступать именно на эту профессию. И документы подавала только в 1 вуз - Российский университет дружбы народов - и только на 1 специальность. Альтернативы не рассматривались.

- Какие личные качества и интересы помогли вам определиться с профессией?

Мне с самого детства нравилось договариваться. Сначала это было на уровне “ну еще 1 конфетку или еще 10 минут мультика”, потом уровень переговоров стал расти. И со временем привел меня именно в сферу, связанную с постоянными переговорами, выстраиванием отношений и формированием договоренностей.

- Как вы считаете, эта профессия важна для общества? Почему?

У PR одно из определений звучит так: это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. А профайлинг помогает видеть человека таким, какой он есть - без навешивания ярлыков типа “хороший - плохой - правильный - неправильный”. В профайлинге вообще нет понятия недостатки - есть понятие человек в своем многообразии. Когда начинаешь работать из этой позиции, становится очень интересно видеть человека, искать точки взаимодействия между разными людьми или группами - с целью достижения договоренностей или информирования.

- Какие глобальные цели и задачи вы ставили и ставите перед собой в этой профессии?

В моей картине мира каждый человек - неповторим. Поэтому моя задача выстраивать коммуникации отдельно взятых людей или компаний так, чтобы всем сторонам процесса была комфортно, интересно это делать с целью повышения всех показателей бизнеса или более успешного коммуницирования на любом уровне. Этим мне отзывается профессия профайлера. Мы решаем именно коммуникационные задачи, связанные с взаимодействием и взаимопониманием - нет задачи кого-то лечить. Есть задача - показывать, помогать и учить находить общий язык сначала с самим собой, поскольку с этого все начинается, а потом уже с другими людьми, коллегами, партнерами, семьей и друзьями.

- Как вы видите своё развитие в выбранной профессии?

Профессия профайлера предполагает постоянное обучение и развитие. Особенно это касается бизнес-профайлинга, который требует знаний не только из областей психологии, переговоров, коучинга, но и из областей маркетинга, управления бизнесом, работы с персоналом и еще многих других. Все эти знания требуют постоянного развития и углубления знаний.

- Какие качества или навыки вам пригодились в вашей профессии?

Умение слушать, понимать другую точку зрения и договариваться. Это ключевые навыки как в коммуникациях, так и в профайлинге.

- Какая часть вашей профессии приносит вам наибольшее удовлетворение?

Как я говорила выше, в профайлинге каждый человек уникален. И в этом контексте мне очень нравится метафора: представьте себе, что вы путешествуете, но не просто по странам, а по вселенной. У вас есть возможность бывать на разных планетах, видеть мир и жизнь во всем ее многообразии. Вы вылетаете с родной планеты, где свои законы физики, свои религии, кухни и многое-многое другое. Вы прилетаете на другую планету и понимаете, что на ней и другой климат, и другие законы физики, и другие виды животных. И ваши законы тут не работают вообще. Поэтому пытаться что-то рассказывать или доказывать - бессмысленно. Дальше будет третья планета - с новыми законами. Потом четвертая, пятая, десятая, сотая - и так до бесконечности. И на каждой планете будут свои законы, которые очень мало пересекаются с тем, что вы уже видели. Общение с каждым новым человеком - это путешествие на новую планету, законы которой хочется узнать. Но не чтобы потом править под себя, а чтобы узнать вселенную лучше. Это мне нравится больше всего.

- С какими трудностями вы сталкивались на пути к выбору и развитию своей профессии?

На пути к выбору особых вопросов не было. Я хотела работать в этой профессии, я поступила на нее, и я уже 13 лет в ней - ни разу в жизни за всю мою карьеру мне не приходила в голову мысль, что мой выбор был неверным или было сожаление. На пути к развитию были скорее технические трудности: многие не понимают, что такое PR, какие возможности открывает управление репутацией. В контексте профайлинга понимают еще меньше - это новая сфера. Поэтому главная трудность - рассказывать, что это такое и зачем вообще это нужно.

- Как вы справляетесь с возможными стрессовыми ситуациями?

Работа в коммуникациях всегда очень стрессовая - это связано с большим количеством информации и постоянным общением с другими людьми. У пиарщиков навык стрессоустойчивости оттачивается очень быстро: уровень ответственности и скорость принятия решений настолько велики, что либо этот навык есть и он только возрастает с опытом, либо в профессии невозможно работать. И бывают дни, когда уровень стресса зашкаливает. Но нас еще в институте об этом предупреждали и сразу рекомендовали: найти свой собственный способ быстрой сборки на месте, способ переживать стресс в долгосрочной перспективе и обязательно ходить к психологу. В профайлинге действуют примерно те же требования и рекомендации. Тут немного проще, поскольку профайлинг дает большое количество инструментов для быстрой “реанимации” себя и окружающих из любых состояний в рабочий режим.

- Какие советы вы можете дать будущим специалистам в вашей области?

Слушать только себя и верить себе. Окружающие всегда дают советы, исходя из своей картины мира, и не могут понять законы мира другого человека.

- Как вы следите за развитием технологий и инноваций в вашей отрасли?

Я подписана на заслуженных экспертов, а также на ТГ-каналы, связанные с отраслью.

- Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке труда?

Конкуренцию можно рассматривать под разным углом. Либо “они все мне мешают”, либо “они дают мне точки роста”. Мне ближе вторая позиция: нет и не может быть двух одинаковых специалистов, даже если они будут все делать одновременно и параллельно. Это связано с тем, что у каждого из нас свой жизненный опыт, свой пройденный путь, свои травмы, ошибки и достижения. И каждый специалист работает через призму своего мира. К тому же нельзя сбрасывать со счетов человеческий фактор и комфорт общения. Поэтому клиенты будут всегда, важно развивать себя как специалиста и смотреть на других с долей скепсиса: не зная весь путь человека и его реалии, не стоит делать выводов. Потому что то, что есть у вашего конкурента может вам быть совершенно не нужно. А то, что есть у вас - не факт, что когда-либо вообще сможет появиться у другого человека.

- Какие возможности для карьерного роста предоставляет ваша профессия?

Есть возможность строить карьеру в найме, есть возможность работать самостоятельно и как эксперт, и создать свою компанию. Сфера коммуникаций безгранична - поэтому пределов почти нет.