Почему вы решили выбрать именно эту профессию?
С детства я просто знала, что мне подходит эта профессия. В выпускном классе я поняла, что хочу быть психологом, но не стала поступать на факультет психологии. Однако психология присутствовала в моей жизни постоянно. Моя первая профессия тоже связана с помощью людям, но в другом аспекте. И каждый раз клиенты делились своими историями, просили совета. А я всегда думала о том, как помочь им не только в материальном, имущественном или правовом плане, но и в моральном, духовном. К тому же я постоянно читала книги по психологии (и даже учебники), проходила небольшие курсы и вебинары. Со временем я все же пришла к тому, что мне необходимо попробовать себя в роли психолога. Поэтому я пошла учиться консультированию, затем изучать отдельные методы и отрасли психологии, практиковаться с клиентами. И не пожалела об этом.
Какие факторы повлияли на ваш выбор?
Желание помогать. Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу стать, я всегда отвечала «хочу помогать людям». Тогда я еще не вкладывала в свой ответ что-то конкретное, но знала, что моя работа точно будет связана с взаимодействием с людьми и решением их проблем.
Какой момент или событие повлияло на ваш выбор профессии?
У меня появилась возможность бесплатно обучиться по федеральной программе. В списке специальностей была психология. Изначально был план получить знания для себя. И в этот момент я задумалась о том, что если я не попробую сейчас, то не попробую уже никогда.
Какие личные качества и интересы помогли вам определиться с профессией?
Эмпатия, сопереживание людям.
Любовь к учёбе.
Способность распутывать проблему человека, как клубок ниток, пока не найдётся начало.
Как вы считаете, эта профессия важна для общества? Почему?
Однозначно да. Ведь общество состоит из людей, которые в нём живут. И перемены общества к лучшему начинаются с перемен каждого отдельного человека. Одним из главных преимуществ профессии психолога является возможность помочь людям решить свои проблемы и улучшить качество жизни, помочь пройти через сложнейшие жизненные ситуации, найти в себе потенциал для того, чтобы двигаться дальше. Когда душа находится в гармонии, когда все происходящее вокруг радует, то общаться и строить отношения очень легко. К тому же психологи могут работать в различных сферах, таких как здравоохранение, образование, социальное обслуживание, юриспруденция, спорт, бизнес и т.д.
Как вы видите своё развитие в выбранной профессии?
Сейчас я вижу своё развитие в работе с женщинами по следующим вопросам: ️детско-родительские отношений, отношений в паре, подготовка к беременности и родам, материнство, женской индивидуации и инициации, теневых аспектов личности, самооценки, исследования семейной родовой системы. А также в создании платных и бесплатных мероприятий для женщин. Многие мероприятия основаны на трансформационных игр. Трансформационная игра – это эффективный психологический инструмент, который очень мягко погружает человека в его внутренний мир, позволяет познать себя. Не все клиенты готовы идти в классическую терапию, предаваться болезненным воспоминаниям, менять свои убеждения. Самая первая трансформационная игра берет свое начало с игр буддистских монахов, в которых они двигались по жизненному пути в виде мандалы от страданий. Игрок сам определяет, на какую глубину он готов погружаться, как далеко готов двигаться в реализации запроса. В трансформационных играх нет проигравших. Каждый участник получит то, ради чего он пришел.
Какие глобальные цели и задачи вы ставили и ставите перед собой в этой профессии?
Самая глобальная цель на сегодняшний день – это создание женского онлайн и оффлайн пространства, которое я буду вести совместно с двумя своими коллегами, каждая из нас сильна в своей отрасли психологии. Женщины смогут получать полезные знания, поддержку в трудной ситуации, психологическую помощь.
Какие качества или навыки вам пригодились в вашей профессии?
Эмпатия. Она позволяет чувствовать эмоции людей, ставить себя на их место.
Гибкость. Психологу с так называемым «черно-белым мышлением» придётся тяжело. Гибкость позволяет лучше понимать людей, их мотивы.
Безоценочность и принятие. Люди рассказывают психологу о том, что их тревожит, о своих страхах, о своих травмах, негативных событиях своей жизни, признаются в собственных плохих поступках. И самое последнее, что им нужно – это отвержение, оценка и «навешивание ярлыков» со стороны специалиста.
Стрессоустойчивость. Недопонимания, негативные и бурные реакции со стороны клиентов тоже бывают.
Навык активного слушания. Он нужен, чтобы подмечать важные слова клиента и соотносить их с другими его проявлениями (мимика, жесты, положение тела, интонация и тд.).
Стремление к новым знаниям и саморазвитию. Для этого психологи постоянно обучаются, читают, проходят личную терапию и супервизию.
Индивидуальный подход. Каждый человек и его ситуация уникальны. Действовать по шаблону не получится.
Какая часть вашей профессии приносит вам наибольшее удовлетворение?
Возможность делать жизнь людей лучше, общение с людьми.
Благодарность клиентов.
Благоприятный исход терапии.
Постоянное саморазвитие.
С какими трудностями вы сталкивались на пути к выбору и развитию своей профессии?
Давление. Когда я поступала в университет, все вокруг отговаривали меня от факультета психологии, так как считали, что в нашей стране эта сфера не развита и не будет прибыльной.
Российский менталитет. К сожалению, у некоторых людей еще сохраняется мнение о том, что к психологам ходят слабаки либо неуравновешенные люди, а мужчинам вообще стыдно ходить и рассказывать о своих проблемах.
Требования клиентов. Не понимая того, как работает психология, многие требуют следующего:
- решение проблемы за одну консультацию (неважно, что она существует несколько десятилетий);
- чудодейственную технику, которая мгновенно решит проблемы, копившиеся годами;
- принятие решения психологом за клиента.
Странное отношение к деятельности психологов. Почему-то многие люди хотят пару бесплатных консультаций, чтобы понять, подходит ли им этот специалист. Можете представить, что человек просит парикмахера постричь его бесплатно, чтобы убедиться, подходит ли ему этот мастер?
Поиск клиентов. Конечно, в самом начале пути трудно сразу найти много клиентов, необходимо время, чтобы наработать клиентскую базу. А если вы хотите работать онлайн – неизбежно продвижение в соцсетях.
Как вы справляетесь с возможными стрессовыми ситуациями?
Еще во время первой учебы я изучала различные этические кодексы психолога. В них можно почерпнуть информацию о том, как вести себя в кризисных ситуациях. Общаюсь с коллегами. Обмен опытом очень помогает.
Развиваю стрессоустойчивость. Тренируюсь в обычной жизни. Не отвечаю агрессией на агрессию. А вообще некоторые на первый взгляд стрессовые ситуации вполне нормальны:
Клиент плачет на сессии - отлично! Вот после первых слез самая работа и начинается, это по контакт с чувствами.
Клиентка молчит, наступает неловкая тишина - хорошо, значит, сейчас происходит какой-то важный процесс, какое-то важное осознание.
Клиент злится - значит, есть контакт со злостью и он чувствует себя рядом с психологом в безопасности, чтобы это показать и высказать.
Но не стоит путать стрессовые ситуации с опасными или с грубость со стороны клиента.
Какие советы вы можете дать будущим специалистам в вашей области?
Определите своего клиента. Какого он пола, возраста? Какие у него проблемы и сложности? Какие у него ценности? Не поддерживайте с клиентами отношения за рамками терапии (приятельские, дружеские, романтические или деловые). Не пытайтесь объять необъятное. Браться за все подряд клиентские запросы, освоить все существующие методы работы. Найдите то, что подходит именно вам.
Не игнорируйте личную терапию. Психологам тоже нужны психологи. Представьте, что психологу изменил супруг, а на консультацию пришла клиентка, которая встречается с женатым мужчиной. Высока вероятность эмоционального взрыва. Заботьтесь о себе, отдыхайте. Иначе наступит выгорание, а без ресурса вы уже не сможете помочь другим. Не играйте в спасателя. Психолог – это не друг, товарищ, родитель и тд. Не надо брать ответственность за жизнь клиента на себя. Надо научить его брать эту ответственность самому. Не давайте советов. Все решения клиент должен принять самостоятельно. Вы можете только направлять и поддерживать.
Как вы следите за развитием технологий и инноваций в вашей отрасли?
Психология - это наука, которая постоянно развивается. В этой профессии всегда есть место для новых открытий и исследований. Следить за трендами не трудно. Наблюдаю за коллегами, просматриваю новые курсы, которые предлагают онлайн школы, читаю книги и методички, участвую в конференциях. В этом помогает такой полезный навык, как насмотренность.
Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке труда?
Конкурентов действительно много. Но и клиентские запросы весьма разнообразны. Психолога выбирают по полу, возрасту, образовательному учреждению, в котором он учился, вероисповеданию, ценам на услуги, модальности (сейчас их около 50), кругу вопросов, на которых он специализируется, возможности проводить личные или онлайн консультации, виду терапии, которую он проводит (кризисную или долгосрочную), инструментам, которые он использует в работе (их огромное количество). Кто-то ищет индивидуальную терапию, кто-то групповую, кто-то тренинги. Главное – выбрать свою нишу и целевую аудиторию. И развиваться в своем направлении. А транслировать свои ценности и раскрывать себя для потенциальных клиентов, как специалиста, помогают соцсети. Если вы покажете свою экспертность, индивидуальность и аутентичность, ваш клиент вас найдёт.
Какие возможности для карьерного роста предоставляет ваша профессия?
Возможности в профессиональном развитии безграничны! Консультации можно вести лично или онлайн (по видеосвязи) по всей стране, а также работать с иностранными русскоговорящими клиентами. Трансформационные игры тоже практически все есть в электронном виде. Можно вести психологические группы, тренинги, вебинары, сотрудничать с онлайн школами, создавать коллаборации со смежными специалистами, выступать спикером на мероприятиях.